SUGIZO×ART ~Источники вдохновения, поддерживающие 20-летнюю сольную активность~

Источник: mysound.jp
Интервьюер: Kotaro Manabe
Перевод: Любовь Чачанидзе

Вы очень часто одновременно работаете над разными проектами — LUNA SEA, X JAPAN, а также над сольными проектами. Каким образом Вы сами для себя разделяете различные концепции и идеи?

В LUNA SEA и X JAPAN самое важное — это максимально раскрыть потенциал такой формы, как рок-группа. В соло я фокусируюсь на электронной музыке, и здесь выразительные средства явно другие. И хотя форма музыки, то есть оболочка, различается, но суть почти не меняется.
Для меня разделение происходит само собой, словно классификация по категориям. Конечно, мой жизненный опыт, все, что я видел в своей жизни, оказывает свое влияние, но я не думаю специально над темами, просто сами по себе рождаются идеи о том, что мне хочется сделать.

На Вас оказывает влияние не только музыка, но и другие художественные произведения?
Как бы я ни был занят, но очень люблю ходить в кино. Можно сказать, что не столько кино влияет на меня, а скорее: «Когда я пишу эту музыку, то по настроению подходит этот фильм». Во время работы я часто включаю в качестве фона фильм, который близок к образу моей музыки. Например, в той песне образ насилия — включаю «Заводной апельсин», в этой песне образ глубокого моря — завожу «Атлантиду».

То есть, когда Вы работаете в студии, у Вас постоянно крутятся фильмы?
Да, обычно во время работы я включаю фильмы, конечно, без звука. За эти 20 лет чаще всего это бывает «Бегущий по лезвию» и «Космическая Одиссея 2001 года». Когда я работал над музыкой альбома «OTO», который вышел в прошлом году, самым важным фоновым видео был фильм Андрея Тарковского «Солярис», который я снова пересмотрел, и немецкий фильм «Метрополис», который можно назвать первым фантастическим фильмом.


Когда я работал над альбомом «ONENESS M», то важными элементами стали документальный фильм о модульных синтезаторах «I Dream of Wires» и «Mobile Suit Gundam UC».
Когда я просил написать слова к песне «Towa», которую спел Рюичи, я подробно объяснил образ, концепцию и ее временное название «Космический век». У Рюичи есть прекрасная черта: не только в этой песне, но и в LUNA SEA, он практически не касается мелодии, которую я сочинил, а в соответствии с ней пишет лирику. Думаю, что такого человека, который может выразить себя в стихах, написав их на уже готовую мелодию и аранжировку, можно назвать настоящим профессионалом.

И во время концертов Вы объясняете осветителям и виджеям: «Здесь нужна такая же атмосфера, как в такой-то сцене такого-то фильма».
Если уж работаешь осветителем, само собой, хотя бы немного знаешь о тумане и тенях Ридли Скотта, то есть минимальные стандарты, на основании которых можно разговаривать, все равно имеются (смех). Если ты не смотрел «Космическую одиссею 2001 года», как ты можешь называться кинорежиссером? Невозможно представить себе, чтобы человек стал профессионалом в этой области и не стал бы изучать историю и произведения предшественников.
Как не о чем говорить, если человек, который решил стать художником, не знает Пикассо и Ван Гога, так же, как и человек, выбравший своей профессией музыку, должен в определенной степени быть знакомым с великими композиторами и музыкантами прошлого.
Поскольку мне хочется поделиться с фанатами тем, какие произведения оказали влияние на мое творчество, то в моем фанклубном журнале имеется страница «SUGIZO’s favorite». Там я представляю фильмы и музыку, которые смотрю и слушаю в повседневной жизни, и делаю сноски, какое они оказывают влияние во время работы над записью.

Вы говорите о том, что важно изучать предшественников потому, что у Вас самого классическое корни в музыке?
Может быть, и так. Но несомненно, что незаурядные люди, те, кто обладает выдающейся творческой силой, те, кто имеет большой запас слов, прилагают большие усилия для обучения. Они получают стимулы извне, учатся на том, что видят, на том, что слышат. Иначе очень сложно расширить границы творчества.

Но не только в кино, в искусстве вообще есть подобные величины.
Например, в прошлом году была большая ретроспективная выставка «DAVID BOWIE is», где я узнал, что книги и фильмы, которые оказали влияние на Боуи в течении жизни, совершенно совпали с теми, что повлияли на меня. Раньше, когда я увлекся его творчеством, я этого не знал, но постепенно, кажется, вкусы стали совпадать… Я пять раз ходил на эту выставку. На самом деле хотелось пойти еще.

5 раз!? А вообще бывает, чтобы Вы ходили по многу раз на один и тот же фильм или на выставку?
Из последнего — на «Бегущий по лезвию 2049» я ходил 7 раз. Хотя хотел посмотреть по меньшей мере раз десять. «Звездные войны: Последние джедаи» на сегодня посмотрел 5 раз.

Почему Вы ходите в кинотеатр смотреть один и тот же фильм?
Есть вещи, которые непонятны, если посмотреть один раз… то же самое ощущение, когда слушаешь альбом несколько раз на повторе. Хочется насладиться фильмом в наилучшей обстановке на большом экране и качественной звуковой аппаратуре несколько раз. В последнее время я полюбил фильмы Дени Вильнёва. Кажется, они наиболее соответствуют моему вкусу. Но есть фильмы, которые не обладают выдающейся красотой образов и звука, но, например, есть отличный фильм «Ложь во спасение» — я тоже смотрел его в кинотеатре несколько раз.

Создается впечатление, что помимо работы в студии Вы все время проводите в кинотеатрах.
Кроме кинотеатров я часто хожу на концерты и в музеи. Кино, музыка, изобразительное искусство — для меня важны все три. В позапрошлом году была прекрасная выставка «Космос и изобразительное искусство», я несколько раз ходил на нее в Художественный музей Мори. Эта выставка словно специально была открыта для меня (смех). Я действительно получил сильное впечатление.

В том же году в Национальном Центре Искусств была выставка произведений Дали, на которую я ходил три раза. Так же, как артисты выступают на концерте или на театральной сцене, так и тут можно своими глазами увидеть холсты и краски легендарного художника. Для меня увидеть вживую картины в музее — то же самое, что побывать на концерте.

Наверное, то, с какой жадностью Вы впитываете в себя впечатления от фильмов и других произведений искусства, связано с тем, что для Вас очень важна атмосфера на собственных концертах.
На концертах для меня музыка и создание атмосферы — это синонимы. Когда выходишь на сцену, то не просто даешь зрителям возможность послушать музыку. Ведь если не вложить максимум усилий во все элементы — и видеоряд, и освещение, и представление, — то смысл выступления уменьшится наполовину. Но если сравнивать с замечательными творениями старших мастеров, я сам еще пока, кажется, этого не достиг.

То есть Вы пока еще не удовлетворены достигнутым?
Потому что у меня перед глазами есть прекрасные произведения. Например, мне не сравниться с тщательной выверенностью выступлений коллектива современного танца H.ART CHAOS, с которым мне довелось вместе работать. Когда я слушал их переговоры с осветителями, то понял, что не настолько владею способностью убеждать и говорить на их профессиональном языке…
А еще мне просто самому хочется ощутить: «Классно! Что же получится?» Обычно я иду к этому методом проб и ошибок.

За прошедший год Вы выпустили два сольных альбома: «OTO» и «ONENESS M», и сейчас Вы готовите альбом ремиксов «SWITCHES-ON OTO».
Что касается «OTO», то когда я работал над ним, то полностью исключил какие-то общественные моменты. Я совершенно не думал о том, понравится ли он другим людям, станет ли хитом. Это произведение, в котором словно отразилось чистое стремление к творчеству, которое рождается, когда обращаешься к истине внутри себя.

А для альбома ремиксов, который выходит в марте, Вы подбирали людей в соответствии с такой же концепцией?
Да. Когда я выбирал людей, то не думал о продажах, а обращался к тому, кто казался мне наиболее горячим.

С другой стороны, в «ONENESS M», в отличие от Ваших предыдущих сольных альбомов, Вы пригласили разных вокалистов. Почему?
Концепция была в том, что я готовлю такую музыку, чтобы каждый вокалист смог спеть отличную песню и раскрыть свой потенциал, и продюсирую их. Конечно, музыка является настоящей музыкой Сугизо, то есть в основном это электронная музыка. Я стремился к химической реакции на высоком уровне между моей музыкой и вокалистами. И тогда основным станет пение, музыка оживится мелодией. Этот альбом стал совершенно другим, чем «OTO», но в процессе работы над звуком было много общего. Когда я писал и этот альбом, я почти не думал о том, как его воспримут слушатели.

И раньше, и сейчас Вы часто работаете над саундтреками к фильмам и театральным постановкам, в будущем удельный вес такой работы будет расти?
Я с детства любил кино, и еще в интервью времен нашего дебюта говорил, что хотел бы когда-нибудь добиться успеха как создатель саундтреков. И сейчас я очень рад, когда мне поступают предложения о работе в кино или в театре. К тому же если говорить о том, смог ли я достичь признания как автор саундтреков, то, к сожалению, я пока этого еще не добился. Пока это еще наполовину мечта.

Кинопродюсер в зависимости от своего чувства прекрасного представляет художественное произведение. Но ведь и у вас, Сугизо-сан, есть такое чутье, которое необходимо продюсеру.
Возможно, у меня есть такое чувство, которое позволяет сказать: «Если собрать вместе этих людей, получится что-то интересное!» Но у продюсера есть еще одна важная задача — это сбор денежных средств. Это то, что я не могу делать.

Понятно.
Во время разговора я вот о чем подумал. Когда создавался первый фильм «Бегущий по лезвию», то там не было никого, кто явно имел бы право решающего голоса. Высказываться мог не только режиссер, но, похоже, и все участники. И потому, плохо это или хорошо, на съемочной площадке было мало порядка, но все участники могли свободно высказывать свое мнение. Это похоже на LUNA SEA. Все участники имеют равные права и могут продвигаться в том направлении, которое считают лучшим.
А вот «Звездные войны» — произведение, которое создавалось в основном благодаря Джорджу Лукасу. Все действовали в соответствии с его мнением. Такой способ творчества, с одной стороны, имеет преимущество в том, что рождаются действительно чистые вещи, но с другой стороны, здесь есть риск, потому что если что-то не идет, то уже не идет. И, пожалуй, X Japan в этом плане близки к «Звездным войнам».

Йошики-сан похож на Лукаса? Наш разговор зашел туда, куда я предположить не мог.
Потому что под это интервью подходит фильм «Бегущий по лезвию!» (смех)